15 самых красивых станций метро в Москве

«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету»… Знаете, с этим можно поспорить. Бывает очень интересно там, куда естественное освещение не проникает. Особенно там стало интересно в XX в., когда появился Московский метрополитен. Люди, создававшие и создающие его, очень стараются, ведь результаты оцениваются миллионами москвичей и гостями со всего мира. Что может быть сложнее задачи оформить метро? 

Это больше, чем транспорт: 15 июня 1931 г. было принято решение создать не просто удобный способ передвижения, а символ величия страны. Эпоха сменяла эпоху, но при каждой карта метро расширялась, обогащалась как скромными, так и грандиозными объектами. Всего к 2023 г. их насчитывалось 258. Так что есть из чего выбрать топ-15 самых красивых станций метро в Москве. Никакой такой список не может претендовать на исключительность. Предлагаем один из вариантов. Итак, при случае, а лучше не откладывая в долгий ящик нанесите визит станции… 

«Комсомольская» (Кольцевая линия)

Логично начинать обзор с нее, ведь многие, в том числе иностранцы, открывают столицу с площади трех вокзалов — Комсомольской. Да, станция задумана как парадный вход и рассчитана на большой пассажиропоток (в 2014 г. средний ежесуточный составлял 163 000). Открыли ее в 1952 г., но разве до этого у площади трех вокзалов не было метро? Было, с 1932 г. здесь действует другая «Комсомольская», на Сокольнической линии. Предусмотрен переход.  

Если первая «Комсомольская» с налетом роскоши, то рассматриваемая окутана роскошью. Ее смело можно назвать самой красивой станцией московского метро. Стройка шла в послевоенное время, страна-победитель через это пространство выразила триумф. Почтила участников не только ВОВ, но и войн глубокого прошлого. В том числе через 8 трехтонных панно площадью по 30 кв. м, заполненных 300 000 элементов. На них и Александр Невский, и красноармейцы у рейхстага, и Родина-мать. Чтобы можно было обозреть эти картины, желтый потолок, свод поднимается на 9 м. Он почти в 2 раза выше большинства собратьев. Но панно и лепнина на нем масштабны, приглядываться не приходится. 

«Арбатская» (Арбатско-Покровская линия)

Появилась через год после станции «Комсомольской», но в оформлении «Арбатской» ни слова о войне. Она отдает дань уважения белокаменной столице. В XIV в. основным строительным материалом для Москвы был белый известняк, кремль Дмитрия Донского возведен из него. В XVII и XVIII вв. материал снова пригодился для воплощения идей в стиле московского барокко. Так вот, «Арбатская» восхваляет старину. 

Известняк пригодился и при ее строительстве, только особый, известный как крымский мрамор. Он обрамляет низ колонн. А выше белые своды, узорчатая лепнина, бронзовые люстры… Станция, что называется, пилонная, центральный зал словно галерея для променада.  Колоритные дуги, кажется, тянутся и тянутся — все-таки длина станции 220 м, длиннее только «Воробьевы горы». «Арбатская» ощущается царскими палатами, покоями, теремом. Даже пол как персидский ковер, но вместо шерсти мрамор. Фон «ковра» красный, узоры черные и серые.

«Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия)

Из 1950-х перенесемся в 1938 г., когда была открыта «Площадь Революции», часть второй очереди. Эта станция самая загадочная в том смысле, что здесь загадывают желания. Ее скульптуры местами натерты руками тех, кто хочет больше денег, любви, здоровья. Для этого трут клюв петуха, ножку студентки и стопу ребенка соответственно. Все эти персонажи установлены под арками-проходами. «Здесь весь советский народ сидит», — шутили про эту достопримечательность. Ниши для фигур сделаны небольшими, поэтому персонажи не стоят. 

«Магия» исходит и из других скульптур, а всего их 76, но уникальных 20. Они посвящены периоду с 1917 по 1937 гг., стоят в хронологическом порядке. При желании на станции можно было бы снять фильм в духе «Ночи в музее», ведь фигуры кажутся живыми. Эффект вряд ли был бы достигнут, если бы использовались барельефы. Архитектор Алексей Душкин настаивал на этом, но руководство встало на сторону скульптора Матвея Манизера. Вообще, при оформлении метро часто возникают споры. Касающийся «Площади Революции» длился целый год, точку поставил Иосиф Сталин. 

«Электрозаводская» (Арбатско-Покровская линия)

Даже в военный период метро Москвы расширялось, стало больше на 13 км. И к тому же стало гораздо ярче: пилоны станции «Электрозаводская» подсвечены 318 лампами, что установлены в полусферических углублениях — кессонах. Они алюминиевые, но покрашены в белый. Иначе получился бы настоящий хай-тек, а так все же больше конструктивизм. Между прочим, главное здание «Электрозавода» вообще неоготическое. Названная в его честь станция куда спокойнее. 

Она одна из самых элегантных в нашем топе. Обилие света уравновешивается гранитным полом теплых серых оттенков. Шахматный узор обрамлен волнистым непрерывным орнаментом меандром. «Электрозаводская» открыла двери в 1944 г., поэтому ее барельефы посвящены народному терпению и труду, которые все перетерли. Барельефы небольшие, и в результате композиция вышла, что называется, сдержанной, но со вкусом. Если бы это место было музыкой, то лаунжем, спокойным джазом. 

«Славянский бульвар» (Арбатско-Покровская линия)

А теперь — назад в будущее! Точнее, в относительно недавнее прошлое. Станция «Славянский бульвар» действует с 2008 г. Если ранее рассмотренные достопримечательности были глубокого заложения, то эта — мелкого, головки рельсов находится на 10 м ниже поверхности. При этом высота потолка достигает 8,5 м. Впереди по данному показателю только «Комсомольская». В остальном станции нельзя назвать схожими. Стиль «Славянского бульвара» — игривый модерн. Источником вдохновения послужила ранняя история Парижского метрополитена, дух бель эпок. 

 

Это действительно бульвар под землей. Но вместо обычных деревьев — металлические. Заодно они служат фонарями. Выше «деревьев» флористические кованые орнаменты и геометрические кессоны свода. Траву заменяет зеленый мрамор. Полянка не обошлась без лавочек. Все в виде лодочек, ладей. Название остановки красуется на них, а не на путевых стенах, как это обычно бывает. 

«Рассказовка» (Солнцевская линия)

В этом топе несколько литературных станций, а начнем с «Рассказовки». Она концептуальная, представляет собой библиотеку, читальный зал. Там есть QR-коды, предоставляющие бесплатный доступ к классическим произведениям. Они находятся на колоннах, стилизованных под картотеку. А путевые стены стилизованы под книжный шкаф. Какой читальный зал без лавочек? Над ними круг, составленный именами великих писателей. В целом оформление сочетает модерн и неоклассицизм.  

«Рассказовка» открыла двери только в 2018 г. Да, новые станции бывают весьма симпатичными и интересными. А еще она доказывает, что такими бывают находящиеся далеко за пределами МКАД, она в 7 км от него, куда ближе аэропорт «Внуково». Район вокруг станции активно застраивается, есть интересные парковые пространства. Так, рядом с входом «Рассказовки» скульптуры писателя и метростроителя. Первый смотрит в книгу, второй — на часть ротора тоннелепроходческого комплекса. Причем ротора, использовавшегося для создания «Рассказовки». 

«Маяковская» (Замоскворецкая линия)

Это опять одна из старейших станций Московского метро — открыта в 1938 г. С первого взгляда может показаться, что в ее сталинской неоклассике с чертами ар-деко нет ничего особенного: просто колонны и ряд колец из светильников на потолке. Но если бы это было так, «Маяковская» не получила бы Гран-при на Всемирной выставке в 1939 г. в Нью-Йорке и не обрела бы статус одного из ценнейших архитектурных объектов Москвы. Любопытно, что с 2021 г. здесь даже проводятся в ночное время церемонии бракосочетания.

Чтобы понять ценность этой станции, достаточно поднять взгляд к потолку. А можно сказать — к небу. «Сутки советского неба» — такая тема была выбрана для 35 мозаик из смальты (одна из них утрачена в 1950-х в ходе строительства гермозатвора). Они выложены внутри каждого кольца светильников на своде центрального зала. Огромная композиция, содержащая слова о небе из стихов Маяковского, также украшает потолок северного вестибюля, который открылся только в 2005 г. Там же находится бюст поэта, ранее стоявший в станционном зале. 

Интересно, что до появления северного вестибюля о Владимире Маяковском на этой станции сообщал лишь бюст. Да и тот установили только в конце 1950-х. Дело в том, что в утвержденном проекте 1935 г. станция называлась «Триумфальная площадь», поскольку планировалась именно под этим объектом. Однако вскоре его переименовали в площадь Маяковского. И хотя с 1992 г. площадь вновь носит имя Триумфальной, станция так и осталась «Маяковской». 

«Театральная» (Замоскворецкая линия)

Эта станция — скрытая жемчужина. Она для тех, кто умеет фантазировать. По задумке колонны отсылают к кулисам, а между ними занавес. Это своего рода вестибюль Театральной площади, где Большой и Малый театры, другие культовые зрелищные места. А еще «Театральная» для тех, кто любит замечать детали, ведь самое интересное тут под потолком. В ромбовидных кессонах разместились фарфоровые барельефы. Да, фарфоровые, причем весьма детализированные. Они показывают танцующих и играющих на музыкальных инструментах артистов со всего Союза. 

А еще это достопримечательность для тех, кто любит ностальгическую красоту — все-таки станция «Театральная» работает с 1938 г. Изначально она называлась «Площадь Свердлова», и возникал некий диссонанс с оформлением. В 2005 г. место получило нынешнее название и все встало на свои места. Смыслы, вложенные архитектором Иваном Фоминым, теперь считываются гораздо проще. 

«Новокузнецкая» (Замоскворецкой линии)

Это 25-я станция в истории метро Москвы. Открытие состоялось на следующий год после завершения Московской битвы — в 1943 г. «Новокузнецкая» настоящий ветеран и вместе с тем дань уважения ветеранам. Под сводом главного зала идет скульптурный фриз — огромная объемная панорама, изображающая подвиги красноармейцев. В 2023 г. началась реставрация фриза, в том числе ему вернут изначальный цвет. Бежевый окрас был неродным и сильно смущал ценителей оригинального метрополитена.  

Потолок несколько эклектичен. Его фактура отсылает к римской гробнице Валериев, в верхних точках 7 мозаик. Они не о войне, а о труде и отдыхе в Советском Союзе. Эти стеклянные (смальтовые) мозаики изначально предназначались для «Павелецкой». Но более чем удачно вписались в «Новокузнецкую», как бы предрекли победу и мир. Изучать станцию можно сидя на мраморных скамьях, отсылающих к свиткам. Материал для них привезли из Сибири. Кстати, станция названа не в честь сибирского города Новокузнецка, он тогда был Сталинском. Просто рядом со станцией в прошлом располагалась Новая Кузнецкая слобода. 

«Новослободская» (Кольцевая линия)

Витражи «Новослободской», если разглядывать их 60 секунд, потребуют 32 минуты. Но они достойны и более продолжительного изучения. История этих произведений искусства богата. Их хотели делать из необычного уранового стекла, но стратегический материал власти художникам не выделили. Использовалось стекло без урана, но все же непростое. 

Работа шла в Риге, так как там витражное искусство исторически развито. Подключились мастера, раньше оформлявшие католические соборы. И есть в «Новослободской» что-то готическое. Но вообще-то, с церквями она не ассоциируется, ведь ее арки склоненные. 

Витражи делают «Новослободскую» романтичным местом, тем более что изображают вдохновленных людей: художников, музыкантов… А еще здесь мать с младенцем на руках. Над ними лента: «Мир во всем мире». Это панно тоже стеклянное, но из непрозрачного стекла — смальты. Эта торцевая мозаика завершает галерею с витражами. Дорога вымощена гранитной плиткой, создающей шахматный узор. Сегодня все подсвечено ярко, но изначальная задумка предполагает тусклость для эффекта нахождения в гроте. 

«Белорусская» (Кольцевая линия)

Это вторая «Белорусская» станция в метро Москвы, она открылась в 1952 г. Как и первая, что на Замоскворецкой линии, получила название в честь Белорусского железнодорожного вокзала. Замечается схожесть дизайнерского оформления двух станций, при этом Кольцевую можно назвать улучшенной версией. Это неудивительно, ведь над обеими трудилась Надежда Быкова, и она решила вместе с мужем Иваном Тарановым воплотить нереализованные в первом проекте замыслы.  

Белые сводчатые потолки центрального зала и путевых платформ, разделенные на квадратные и прямоугольные секции, украшает лепной орнамент. У основания свода путевые стены декорированы пилястрами, а на пилонах размещены вторящие им массивные светильники в виде мраморных ваз. Бело-серо-красный мозаичный пол имеет узор традиционной белорусской вышивки, однако после реконструкции он был заметно упрощен. Главной же прелестью центрального зала служат 12 потолочных мозаик, показывающих жизнь белорусского народа. А в переходе между двумя станциями стоит скульптура «Белорусские партизаны».

«Киевская» (Арбатско-Покровская линия)

В Московском метро три станции «Киевская», и одна другой краше. По-настоящему живописна та, что на Арбатско-Покровской линии. Она была открыта в 1953 г. и, как и «Киевская» Кольцевой линии, появившаяся годом позже, чествовала 300-летие воссоединения Украины с Россией. 

Кольцевая станция тоже интересна: ее пилоны украшены 18 мозаичными панно о дружбе русского и украинского народов. Но мозаика не редкость для метро. А вот «Киевская» на Арбатско-Покровской отличилась 24 крупными фресками в лепных медальонах, над которыми работали девять художников. Под фресками, венчающими пилоны, находится выразительный керамический антаблемент с национальным украинским орнаментом. Картины центрального зала рисуют тружеников Советской Украины, а со стороны платформ изображены растения. 

Главное же украшение станции — огромная фреска на торцевой стене зала, показывающая народные гуляния в честь праздника воссоединения. В 2010 г. этот живописный шедевр обрушился из-за протечки грунтовых вод и художникам потребовался год, чтобы восстановить полотно. Все три «Киевские» станции соединены переходами, а названы они в честь Киевского железнодорожного вокзала, возле которого и находятся.  

«Достоевская» (Люблинско-Дмитровская линия)

Каких ощущений следует ожидать от этой станции? Сюжеты произведений Федора Михайловича далеки от светлой романтики и расслабленного чтива. Поэтому стоит приготовиться к определенной мрачности и меланхолии. Декоративные элементы выполнены из гранита и мрамора. Цветовая палитра включает белый, черный, оттенки серого и заглушенный темно-синий. На дальней стене зала выложен большой портрет Достоевского, не имеющего ни намека на улыбку. 

На других стенах — эпизоды Великого пятикнижия писателя, за исключением «Подростка». Эпизоды преимущественно трагичные. После открытия станции в 2010 г. они вызвали резонанс общественного мнения, власти даже чуть было не разобрали мозаику. Но так как эскизы были утверждены с самого начала, решили оставить как есть. Немалую роль сыграл протест художника Ивана Николаева, отвечавшего за оформление и посчитавшего, что без глубины передачи тема Достоевского просто не имела бы смысла. 

Началось же строительство станции еще в конце 1980-х, но вскоре было заморожено и возобновилось только в 2007 г. В том же году вышел российский триллер «Путевой обходчик» про заброшенный метрополитен, для съемок которого лучшим образом подошла мрачная атмосфера недостроенных перронов «Достоевской». 

«Фонвизинская» (Люблинско-Дмитровская линия)

Еще одна литературная станция, которая совершенно не похожа на предыдущую. Между ними поезд делает всего две остановки, поэтому легко побывать на каждой и сравнить. «Фонвизинская» была открыта в 2016 г. Она имеет довольно простую пилонную конструкцию. Со стороны центрального зала пилоны облицованы белым мрамором, со стороны боковых залов — гранатовым амфиболитом. Пол выложен светлыми и темными серыми плитами. 

В таком дизайне самом по себе нет ничего особенного. Однако станцию совершенно преобразили разделенные на секции трехмерные изображения персонажей комедии «Недоросль», что размещены на нишевых частях пилонов. Высота каждого панно 4 м, а всего их 28. Отвечал за них художник Константин Худяков, в том числе лично позировал в разных образах для сканирования вместе с другими создателями проекта. Благодаря такому необычному оформительскому решению станция, посвященная произведению XVIII в., обрела образ будущего. И это действительно стоит увидеть. 

«Савёловская» (Большая кольцевая линия)

Это довольно молодая станция метро Москвы — открыта в 2018 г., 30 декабря. Одноименная ей есть на Серпуховско-Тимирязевской линии, только она была открыта еще 30 лет назад, но почти в ту же дату — 31 декабря. Обе названы в честь Савёловского железнодорожного вокзала. 

Первая «Савёловская» посвящена истории железнодорожного транспорта, представленной четырьмя дважды повторяющимися смальтовыми мозаиками. Вторая же наоборот — имеет футуристичный дизайн. При этом повторяет серую монохромную гамму предшественницы, созданную темным гранитом и светлым мрамором. На Большой кольцевой так задуманы все — перенимать цветовую палитру пересадочной станции. 

Идея новой «Савёловской» в наглядной демонстрации внутреннего устройства подземки. Для этого архитекторы оставили открытыми секции тюбинга (бетонно-металлический каркас) на путевых стенах и поместили их элементы внутрь пилонов, закрыв стеклами. А на стенах коридоров развешены фото, сделанные в процессе строительства станции.  

Заключение

Есть ли в мире более колоссальная рукотворная достопримечательность, чем Московский метрополитен? А более разнообразная? 15 самых красивых станций метро, рассмотренных нами, показывают, насколько многогранна подземка. Без них ее представить уже невозможно, хотя они были возведены в разные годы, в разные эпохи. Но нельзя умалять ценности еще почти 250 оставшихся уголков Московского метро. Да, можно писать историю чернилами, а можно — пилонами, колоннами, сводами…